Максим Суховеев: «Поколения меняются, и пока не в лучшую сторону»

Категория: 

Максим Суховеев – знаковый персонаж мозырского футбола, прошедший со «Славией» через многое. Сначала умный игрок, а затем грамотный тренер. Ещё перед Новым годом мы встретились со старшим тренером мозырского дубля, чтобы поговорить о насущных делах и подвести итоги прошедшего сезона.

 

Мозырский пед, "ЛАЗики", барная стойка

 

- Чем в основном занимаешься в межсезонье?

- Понятное дело, что дома помогаю жене смотреть за младшим сыном: ему-то всего 9 месяцев, за ним глаз да глаз нужен. А ещё получаю образование – БГУФК, тренер по футболу.

 

- Второе образование, что ли?

- Да нет, первое :) Я же наш мозырский пед не закончил.

 

- Сам ушёл?

- Ну как ушёл... Попросили. Пока Иван Данилович Замулко мэром был, так не трогали. А потом сразу же вежливо попросили. Я же на очном учился, чтоб проблем не было: заочников в то время в армию забирали. И на четвёртом курсе меня выгнали. Сейчас снова поступил на бесплатное, но уже заочное отделение: на втором курсе учусь, к сессии готовлюсь.

 

- В отпуске за границу никуда не поехал?

- Ну а куда с маленьким ребёнком поедешь? Только что с коляской по городу :) А когда игроком был, то часто выезжал с женой.

 

- Как Дмитрий Ровнейко по всяким необычным местам?

- Не, я не экстремал.  Лучше ехать уже туда, где знаешь обстановку.  Конечно, хочется новых ощущений, посмотреть другие места, но это лучше без детей делать. А мы всё-таки дочку старшую всегда с собой брали. Так что классика жанра: Турция, Египет. Думаю, что другие путешествия ещё впереди.

 

- Но хоть пирамиды дочке показал?

- Сам посмотрел, а вот дочку с собой не брал: страшное дело эта поездка на пирамиды. Так, как они ездят, то это была моя первая и последняя поездка. Едут без фар, скорость – 110-120 км/ч, автобусы, как наши «ЛАЗики». Я за весь путь три раза из автобуса выходил: думал, что всё, приехали. Вписываемся в поворот реально на двух колёсах. Выходишь из этого автобуса, а перед тобой стена песка стоит. Ужас.

 

- Что ещё веселого из таких поездок запомнилось?

- Один раз в Египте с нами в одном отеле отдыхали шотландцы. Мы выходим с утра на пляж, а они уже за барной стойкой сидят. Вечером идём в город, а они в этих же вещах всё ещё там. В общем, не отходя от кассы: накатил, поспал, встал и снова давай. Вот люди на отдых приехали – чисто за барную стойку. Это надо было столько лететь, чтоб просто посидеть. Дома сядь да и сиди.

 

- У шотландцев мировоззрение во многом, говорят, с погодой связано.

- Это да. Я был один раз в Шотландии. Ездили ещё по молодёжке на турнир в Абердине. И погода там очень переменчивая. Просыпаешься – солнышко с утра. Идёшь завтракать, а после завтрака не можешь до отеля дойти: дождь просто стеной идёт. А через полчаса снова солнце. И так по пять раз за день.

 

Шестёрки, зазвездятся, привозы

 

- Ребята из дубля сейчас тоже все в отпуске?

- Некоторые играют на любительских турнирах в городе, а остальные отдыхают. Да и они много наиграли в этом сезоне, так что отдых им необходим. Календарь был составлен так, что плотность игр была очень большая. Видать, составители не учли, что в прошлом сезоне игры дублирующих составов были перед играми основы, а в этом году – на следующий день. Так что на лицензионные игры приходилось выходить чуть ли не с дороги после выездов. Перерывы – день, два. Как тут восстановишься? Молодёжи пришлось сложновато. Хорошо, что серьёзных травм никто не получил. Это же какой темп был! Больше 50 игр за сезон. Мы даже как-то подсчитали, что четыре человека из дубля в один из месяцев сыграли 11 матчей!

 

- В прошлом сезоне с календарём совсем беда была.

- Да. И деление на шестёрки, и перенос игр дубля. Вот как с той же «Белшиной» получилось? Им совсем чуть-чуть не хватило до попадания в первую «шестёрку». Да и другие команды тоже. Брест набирает столько же очков, сколько Гомель. Брест - восьмой, Гомель – шестой. И не факт, что без разделения результат был бы таким. Тот же «Днепр» обыграл всю первую пятёрку. Да и был же пример ЦСКА, когда в сезоне 1998 года команда валилась и после первого круга занимала 14 место. А во втором круге армейцы выиграли 14 матчей и завоевали в итоге серебряные медали! Так что мне непонятен смысл этого деления команд на «шестёрки».

 

- Также игроки и тренеры говорят про другой настрой на более сильных соперников.

- Да конечно! И как мы будем вообще в сборную, особенно молодёжную, людей готовить? Если в командах первой шестёрки довольно много легионеров. Где у нас играют люди, выступающие за молодёжные сборные? В командах, которые ниже рангом. А ребятам нужно постоянно повышаться в классе, играть против серьёзных соперников, чтобы подтягивать свой уровень. Да и лимит на легионеров даёт о себе знать. Было бы как раньше – максимум три, тогда и молодёжь бы играла. И легионеры были бы качественнее, всех подряд бы не брали.

 

- Кто из твоих подопечных прибавил в прошедшем сезоне?

- Не хочу называть конкретных имён, а то ещё как зазвездятся :) Им ещё ооочень много нужно делать и работать над собой. Но есть люди, которые прилично прибавили. Трёх человек можно будет смело подтягивать к основе.

 

- Кожедуб, вроде бы, неплохо смотрелся.

- Четыре раза на ноль отыграл. Но вот в матче против «Шахтёра» все шесть мячей были его. Так что ему тоже есть, в чём совершенствоваться. Если будет постоянно работать и профессионально относится к делу, то может чего-то достичь. Мы, конечно, здорово рассчитывали на Золотухина, думали, что он даже в основе себя сможет проявить. С нашей обороной, конечно, дали ему много шансов показать все свои навыки. Сначала он произвёл очень сильное впечатление, но как только пошли официальные игры, человек чего-то испугался. Может, никогда раньше не чувствовал такой ответственности за результат, мало играл, переволновался где-то. В общем, мы надеялись совсем на другое его выступление. Ведь когда есть хороший вратарь, то и команде легче играть. А так сам боишься лишний раз ошибиться где-то. Привозов от него хватало. Если через игру не привозил, то уже хорошо. Как минимум через игру. Не вышел у Золотухина сезон, короче говоря.

 

Дохловатенькие, уважение, не тянет.

 

- Как вообще тебе в тренерской должности? Уже убил в себе футболиста?

- Наверное, ещё нет. Это очень тяжело сделать. Кто бы что ни говорил, ты всё равно будешь вспоминать эпизоды из своей карьеры и сопоставлять, сравнивать. Да и для примера будешь использовать моменты из своей практики. Как ни крути, а всё равно вспоминаешь, кто, как и когда играл. Мне кажется, что без этого нереально быть тренером. Тем более, что и футбол меняется с каждым годом. Он становится более интеллектуальным. Если раньше можно было держать по два-три «свободных художника» в команде, то сейчас уже более организованный футбол. Сейчас необходима жёсткая дисциплина. Но этот подход приносит свои плоды.

 

- Теперешняя молодёжь сильно отличается от твоего поколения?

- Я сравниваю наше 18-летнее поколение и этих 18-летних ребят: это две большие разницы. Особенно по здоровью. Мы как-то покрепче были, поздоровее, помощнее. Может, на самом деле, экология своё дала, Чернобыль этот? Дохловатенькие ребята. Ведь в 18-летнем возрасте мы с Мишей Мартиновичем уже ездили на сборы, полноценно тренировались с основной командой. Боюсь, мало кто выдержит сейчас такое.

 

- Да и отвлекающих факторов раньше всё-таки поменьше было.

- Конечно, увлечения другие были, компьютеров не было. Дома не сидел: тренировка - на улицу. Домой только поесть и поспать, всё. А сейчас компьютеры, телефоны, что у них там? Всё сидят. Технологии в наши времена не такие были, Интернета не было. А сейчас вот вроде всё это появилось, а не тянет.

 

- Профессионализм у ребят хромает?

- У нас такого не было, чтоб человек прибегал на тренировку за пять минут до начала, а после окончания так быстро убегал, что даже не все успели в раздевалку зайти. Мы приходили за час до начала тренировки, а оттуда нас иногда даже чуть не силой выгоняли – занимались, пока не стемнеет. Поколения меняются, и пока не в лучшую сторону. Уважение к старшим совсем другое. Не припомню, чтоб кто-то мог на тренировке старшему что-то ответить, а сейчас молодые любому могут уже ответить: тренеру, директору – кому угодно, без проблем. Не говоря уже про старших. Совсем другое поколение. Может быть, мы для ещё более старших выглядели так же. Может, нас так же сравнивали с собой предыдущие поколения? Но всё-таки, соблазнов у теперешних ребят больше. Мы начинали играть не за деньги, а за имя. А уже только после того, как у тебя что-то получалось, ты мог чего-то просить. Теперь же в большинстве своём люди сразу же начинают чего-то требовать, не сделав толком ничего. Может, проблема в этом.

 

- Мысли, скажем так, у ребят не только о футболе?

- Понятное дело, что все обязанности игроков должны прописываться в контрактах. Но самое главное, как мне кажется – это всё-таки желание. Если его нет, то никто никогда в жизни не заставит человека хорошо играть и выкладываться на 100%. Даже из-под палки. Для успеха необходимо немного таланта, а всё остальное – это работа. Но без таланта тоже очень тяжело, одним трудом взять. Но с другой стороны лучше держать в команде среднего игрока, который полностью выкладывается и всё выполняет, чем талант, который может на тебя наплевать.

 

- Сейчас для молодёжи сложнее попасть в команду, чем в твои молодые годы?

- Просто когда мы попадали в первую команду, то пробиться было довольно сложно. Наверное, даже нам тяжелее приходилось на тот момент. Ведь тогда у нас и тренер был российский, и легионеров хватало. Да и деньги были сумасшедшие в команде. Получалось, что играл тот, кто больше получал. А как тогда было сказать человеку, что молодой, к примеру, играет за 50 долларов, а ты, опытный, за 500 не играешь? Да и у меня в конкурентах были Василюк со Стрипейкисом. А у Миши Мартиновича – Матвейчик с Шутовым. Как там было попасть в состав? Пытались, старались. По крайней мере выходили, играли, получалось. Так что в тот момент точно было тяжелее, чем сейчас.

 

- Но за последнее время у нас только Денис Лаптев, наверное, дорос до первой команды.

- Для ребят эти два года в высшей лиге были отличным шансом проявить себя. Это был вообще хороший подарок, чтобы за эти два года показать все свои умения. Кто хотел, тот его использовал. Если и дальше будут хорошо работать и профессионально относиться к футболу, то будет толк. А для того, кто думал «ай, ещё успею», время уже ушло. У нас в команде есть люди, которым 20, 21 год, а это уже много.

 

Фото из личного архива Максима Суховеева.