Игорь Кунаш: «В тренерском штабе важно слышать друг друга»

Категория: 

 

 

 

Правая рука главного тренера – Игорь Евгеньевич КУНАШ – специалист, имеющий большой игровой и тренерский опыт. Достаточно сказать, что он является чемпионом Европы 2004 года по футзалу, неоднократно участвовал в еврокубковых баталиях, в качестве рулевого ФК «Барановичи» добился с командой повышения в классе – вывел ее из Второй лиги в Первую, как ассистент главного тренера пробился в Высшую лигу с минским «Лучом», работал в элитном дивизионе с «Гомелем» и «Шахтером». Словом, многое знает и умеет. Поэтому разговор получился интересным и нескучным.

 

- Игорь Евгеньевич, так получилось, что вы поиграли и во Второй, и в Первой лигах Беларуси, но ярче всего проявили себя в футзале. Что-то перенесли оттуда на большое футбольное поле?

- Несмотря на кажущуюся схожесть, это два совершенно разных вида спорта. В футзале – другая техника, свои тактические нюансы: они более простые, понятные и доступные, там больше схематичности. Когда на площадке четыре человека, их проще организовать. Там много игры «один в один», соответственно, требования к футболисту предъявляются в основном индивидуальные. А на большом поле превалируют групповые, командные взаимодействия, поэтому всё сложнее. Если и переносить какие-то отдельные принципы игры из футзала в большой футбол, то только на локальные, короткие участки поля, но и это достаточно сложно.

- У вас был шанс продолжить тренерскую карьеру в качестве главкома. Особенно после того, как вы вывели «Барановичи» в первую лигу. Почему стали ассистентом, а не пошли своей дорогой?

- Потому что главный тренер – это клуб, руководство, это возможности, это помощники, штат административных и медицинских работников. Своего рода кластер, идущий к общему успеху. А на тот момент в «Барановичах» было мало сотрудников, готовых взять на себя пласт работы и нести за него ответственность. Решил уйти по многим причинам и кардинально сменить род деятельности. Прошло уже много времени, но я с теплотой вспоминаю игроков и болельщиков клуба, время, проведенное в нем.

- Этот ваш опыт самостоятельной работы наверняка пригодился в «Луче», когда команда максимально эффективно провела сезон и вышла в элитный дивизион?

- Там уже была работа в тандеме. В «Луче» мне пришлось кардинально себя перестраивать: в плане работы, видения футбола, в плане понимания деталей тренировочного процесса, поскольку у Ивана Сергеевича Биончика свои взгляды. Там уже был хороший, здоровый, сильный коллектив, уверенные в себе люди, которые делали общее дело, были объединены одними идеями. И всё это переносилось на тренировочный процесс, всё было разложено по полочкам. Футболистам просто оставалось выполнять требования, предъявляемые тренерским штабом.

- С тех пор, как вы образовали тандем с Иваном Сергеевичем Биончиком, прошло уже семь лет. Что привлекает вас в совместной работе?

- Прежде всего то, что мы вместе движемся вперед. Отмечу: у Ивана Сергеевича нетрафаретное мышление и подход к игровым ситуациям, а также умение быстро оценить положение, в котором оказались. Мы стараемся не застаиваться: постоянно новые раздражители, новые клубы, везде своя специфика. И на фоне этого приходится решать разные задачи, помогать футболистам прогрессировать плюс развиваться самому. Потому что профессия такая: если ты остановился – всё, ничего хорошего не жди.

 

 

 

- Кстати, о прогрессе. Несколько лет назад в одном интервью вы сказали: «Ничто нас не может так двигать вперед, как поражение». Свое мнение не поменяли? Нравится заниматься самоанализом, искать в неудачных моментах позитив и возможности для развития? 

- Я знаю лишь единичные случаи, когда команда на одном дыхании проходила все матчи чемпионата (первое, что вспоминается, это «Арсенал» с Венгером, который ровно 20 лет назад, не потерпев ни единого поражения, стал чемпионом). Но даже в условиях тотальных побед всегда есть пища для размышления. В остальных случаях, когда успехи перемежаются ничьими и поражениями, поле для аналитической работы огромное: что можно улучшить? на чем сделать акцент? как совершенствоваться дальше? При этом считаю не совсем правильным расценивать поражение как катастрофу – это еще глубже заведет в какую-нибудь трясину. Надо чуть выдохнуть – и оперативно разобраться, что получилось, а что нет, где были ошибки, а в чем положительные моменты. 

- Чувствуется, что вы аналитик по складу ума…

- Надеюсь (улыбается). Мне кажется, в каждом человеке в какой-то степени присутствует аналитическое мышление, но в нашей профессии это особенно необходимо. Правда, есть и такая формулировка: тренер в себе всегда должен сомневаться, но он не должен сомневаться в том, что делает.

- Довольны ли тем, как прогрессируют игроки, в какой форме они находятся?

- В любом случае прогресс идет. У кого-то быстрее, у кого-то – медленнее. Я думаю, что все, проходя футбольную школу, научились отдавать передачи, бить по мячу, и у нас в команде собраны достаточно квалифицированные, техничные футболисты, но дальше встают вопросы восприимчивости, открытости, готовности постоянно совершенствоваться, внимать требованиям, перестраиваться, адаптироваться и следом – правильно принимать решения. Это сложно, но к этому сейчас движется футбол. Умение принимать правильное решение – это и есть краеугольный камень.

- В «Славии» существует практика, когда после игры футболисты еще получают приличную беговую нагрузку. Это мировой опыт или ноу-хау нашего тренерского штаба? И видите ли результат от этого постигрового тренинга?

- Это общепринятая практика. Мне удалось посмотреть вживую чемпионаты Германии, Португалии, Бельгии, Италии. Там игра заканчивается – и продолжается работа. Представьте: в команде больше двадцати человек, в старте выходят одиннадцать плюс каждый получает разное игровое время. По факту тот, кто не выходил на поле по определенным причинам, не получает достаточно нагрузки, поэтому вести речь о каком-то развитии нельзя.

А вообще у каждой команды своя специфика. Никто не скажет, как идеально подготовить футболистов. У всех свои методы. Кто-то считает, что дополнительную работу после матча не нужно делать, кто-то – что нужно. Мы, анализируя результаты, убеждены в эффективности этой работы и в том, что ее нужно делать.

- Есть ли у вас своя собственная система подготовки? Что-то выработалось за эти годы?

- Есть общие взгляды на принципы построения игры в обороне, атаке – не один час можно говорить. Но тут важно, чтобы мы работали в целом как тренерский штаб, и даже если мы в тренерском штабе имеем разные точки зрения, в любом случае должны приходить к какому-то компромиссу, слышать друг друга и вырабатывать, условно говоря, ту стратегию на данный конкретный матч, на определенный отрезок чемпионата, которая будет нам полезна.

- Постоянно быть в отличной форме непросто. Можно ли с помощью специальных методик помочь игрокам избежать спадов в течение сезона?

- Подготовка футболиста многогранна. Есть и психологический аспект, и технический, и технико-тактический, и физический… Масса всего того, что игрок воспринимает, перемалывает, пытаясь затем воспроизвести на поле. И я придерживаюсь точки зрения, что никаких спадов быть не должно. Для этого проводится предсезонная работа и работа в сезоне, чтобы заложить базу и потом всё это поддерживать, развивать. Сам сезон предполагает развитие всех тех качеств, которые я назвал. И если ведется целенаправленная работа, то о каком-то спаде говорить не приходится. Хотя есть ряд внешних факторов (травмы, болезни), которые могут повлиять на ситуацию.

А что касается футбольного коллектива – то это своеобразная материя, сотканная из разных личностей. Это не теннис, где у тебя один подопечный и ты на протяжении какого-то срока его досконально изучил, понимаешь до мелочей все его отрицательные, положительные стороны. Здесь сложность и заключается в том, что в коллективе не один человек, а много.

- Как вы сами следите за своей физической формой? Для вас это важный аспект жизни? Хотелось бы быть примером для подопечных?

- Здесь тоже надо найти баланс. Потому что доводилось смотреть подход к работе в североамериканском хоккее. Там порой тренер находится в такой хорошей физической форме, что ему даже не нужны помощники из разряда игроков. Он сам способен выполнить определенные упражнения для того, чтобы хоккеист правильно тренировался. Несомненно, это хорошо. Но, с другой стороны, если ты сам будешь сильно вовлечен в процесс, то можешь упустить основную суть. Конечно, важно быть в хорошей форме, держать себя в тонусе и одновременно важно уметь фокусироваться на главном.

- На аватарке в соцсетях вы рядом с одной из дочерей – счастливый, любящий отец. Что, кроме семьи, занимает ваше свободное время?

- Вы знаете, я очень люблю путешествовать. И если раньше, когда куда-то ехал, нравились архитектура, история, я смотрел и понимал, что когда-то в этом месте происходили глобальные события, влияющие на ход мировой истории, то со временем приоритеты поменялись. Стали больше интересны люди, их традиции, поведение, коммуникация: как они живут, какие у них интересы, какие они ментально, как они отличаются в разных точках Земли. Причем мой идеальный отдых – это не море и не песок, а получение каких-то знаний. Порой, когда мы с семьей куда-то едем отдыхать, я много гуляю, брожу. получая от этого удовольствие. Мне всегда хочется отклониться от туристического маршрута, уйти в сторону, пройтись своим собственным путем. Пускай даже это не знаменитые локации, а более простые.

- Инициатор поездок тоже вы?

- Да, я. Но в последнее время выезжать стало проблематичнее, поэтому многие люди (и я не исключение) обратились к внутреннему туризму. Побывав с командой в Брестской крепости и других уголках Беларуси, ты понимаешь, что у нас в стране есть много хороших, интересных мест, порой даже нетуристических локаций, в которых заключена некая особая аура, история. И таких мест у нас достаточно в каждой из областей. Приятно, что мы стали пристальнее смотреть на свою страну и находить здесь много интересного с познавательной точки зрения, получать пищу для ума.

- В разгар чемпионата Европы по футболу грех не поинтересоваться вашим мнением по поводу команд-участниц: от каких сборных ожидали большего? кто, наоборот, превзошел ваши ожидания? кого видите победителем Евро-2024?

- Наблюдать за ходом чемпионата Европы, безусловно, интересно. Черпаешь для себя какие-то новые тенденции в организации игры, но так чтобы кому-то симпатизировать – этого нет. У каждой команды своя самоидентичность: кто-то уповает на одни аспекты игры, кто-то – на другие для достижения результата. Понятно, что есть топовые сборные, у которых уровень исполнения выше. Но даже команды таких относительно маленьких государств, как Словения, Словакия, Албания, Грузия, пытаются проповедовать принципы современного футбола: игра не упрощена, а завязана на конструктиве, несмотря на то, что лицом к лицу они встречаются с соперниками более статусными, сильными. Эта созидательная линия прослеживается у всех сборных. А явного фаворита на Евро-2024 нет. По первым играм выделяются Испания, Германия. Все остальные не мирятся с уделом аутсайдера. Тем интереснее наблюдать за развитием событий.

  - А что для вас футбол вообще?

- Футбол – это прежде всего игра для людей неординарных и в то же время дисциплинированных, способных выполнять свои задачи в рамках общего с другими людьми дела. Лично для меня – это любимая профессия и необычные, интересные люди, которые меня окружают.