Будем знакомы!
Брудершафт с Иваном Биончиком
Новый главком ФК «Славия-Мозырь» дал интервью нашему изданию
Шесть месяцев простоя лучший тренер Беларуси 2021 года считает подарком от Бога. Это время он посвятил сынишке, которому на днях исполнился годик, дочери, которую самолично отвёл за руку в первый класс. Но, судя по ярким, результативным матчам, проведённым в мозырском клубе, Иван БИОНЧИК очень соскучился по тренерской работе и снова готов к реализации своих идей.
– Иван Сергеевич, скажите, только честно, могли вы год назад предположить, что судьба сделает такой резкий поворот и вы возглавите команду, которая по итогам последних сезонов не всегда дотягивала до уровня середняка? Да ещё с периферии.
– Вы извините, но я с такой отрицательной точки зрения не смотрел на сотрудничество с футбольным клубом «Славия-Мозырь» и не рассуждаю категориями «периферия–не периферия». Значение имела история клуба, завоёванные в разное время трофеи, условия для работы и, конечно же, те возможности, которые мы обсудили непосредственно с руководством. Поэтому не вижу никаких поводов говорить, что это периферийный город, клуб-аутсайдер. Откровенно, у меня были варианты трудоустройства, в том числе за рубежом. Поступали достаточно весомые и аргументированные предложения. Есть они и сейчас, поэтому нельзя сказать, что Биончик от безысходности очутился в Мозыре. Это разумный выбор, продуманное решение.
– Что-то вас удивило в клубе в эти первые недели?
– Не скажу, что меня что-то удивило, но всё то, что я видел в первый день, по факту реализуется. Да, у клуба свои традиции, и очевидно, что с первого дня сразу всё не поймёшь, но мы притираемся, общаемся. А по сути для меня здесь всё родное, я дома. Да, рядом нет семьи, но я нахожусь в знакомой мне среде, в своей стране, я не уехал за пределы республики, поэтому чувствую себя комфортно. Есть, конечно, специфические особенности, как и в любом другом месте, но это нормально. Это вопросы адаптации.
– Вы привели в команду двух своих ассистентов. Намерены ли оставить кого-то от прежнего тренерского штаба?
– Возможно, в некоторой степени мне и хотелось бы, чтобы все остались, но есть определённые требования лицензирования. Есть требования, скажем так, финансового плана, поэтому тренерский штаб не может быть резиновым. Соответственно какие-то изменения однозначно будут, но пока нет решения, не вижу смысла это озвучивать.
-Вы уже разобрались с составом? Сколько позиций надо укрепить зимой?
– Разумеется, разобрался. Но пока говорить об этом преждевременно даже по той причине, что что-то может не состояться. Абсолютно все позиции требуют усиления: и защита, и нападение. Надеюсь, нам удастся привлечь в свои ряды тех футболистов, которые укрепят команду.
– Что для вас значит хороший вратарь? Попали ли вы под влияние новой футбольной моды, когда считается, что голкипер лучше всего должен играть ногами?
– Я сказал бы, что это не мода, а требование современного футбола. И если сегодня вратарь не играет ногами, то это неприемлемо.
– А штатные пенальтисты, по-вашему, должны быть в команде? Матч с «Шахтёром», где не был реализован одиннадцатиметровый, мог закончиться с совсем другим счётом...
– К пробитию пенальти, разумеется, надо готовиться. Но сейчас какой-то взвешенной точки зрения по этому вопросу у меня, откровенно, нет. То, что мы не забили пенальти, – нехорошо, но это часть игры. Вратарь парировал – он молодец! Я думаю, что это гибкая ситуация, и если у нас будет некоторое количество футболистов, преуспевающих в этом элементе игры, то эти ребята и будут целенаправленно готовиться. Если таковых не окажется, будем находить тех, кто будет это делать, и развивать у них этот навык, потому что такие осечки меньше всего хотелось бы допускать. Розыгрыш стандартных положений - это часть тренировочного процесса. Естественно, у нас есть тренер, который очень интенсивно этим занимается и к каждой конкретной игре идёт новая подготовка, новый разбор соперника как в рамках атаки, обороны, так и реализации всех моментов, связанных со стандартами.
– Единство и желание преуспеть – так вы охарактеризовали в одном из интервью то, каким должен быть командный дух. Значит ли это, что под свои знамёна будете собирать только амбициозных футболистов?
– Разумеется, мы же хотим большего: ежедневно и ежесекундно. И нам нужны такие же амбициозные люди, которые будут стремиться к высокому, к максимальному даже не в каждом матче – в каждой тренировке. Соответственно, в дальнейшем это всё перейдёт в матч.
– Какое место в вашей работе занимает аналитика? Понятно, что специальных отделов, как в западных клубах, у нас не существует, и всё же кто-то должен этим заниматься.
– Коллеги, которые пришли со мной в клуб, будут анализировать предстоящие матчи: как готовиться, играть и как побеждать. Всё самому успеть невозможно, так что разделение полномочий это вполне нормально. И, как вы правильно заметили, в Европе существует целый штат аналитиков, мы же всё делаем сами, анализируя то количество матчей, которое даст нам ответы на предстоящую игру.
– Будет ли с командой работать практический психолог? Насколько это важно? Хотя нельзя не заметить вашу способность мотивировать игроков.
– Значит, будем считать, что мне это удаётся. Конечно, психологическое состояние игроков крайне важно, поэтому хотелось бы заполучить в свои ряды профессионала, это всё в планах, но пока мы двигаемся от простого к сложному.
– Легко ли вам самому держать в узде эмоции, которые накрывают по ходу игры, особенно если подопечные отступают от тренерской установки?
– Когда-то это удаётся, когда-то – нет. Есть разные степени эмоциональности, разные ситуации, которые тебя либо выводят, либо не выводят из равновесия. Но понятно: для того чтобы контролировать игру, видеть игру, надо меньше эмоционировать и быть внимательным. А эмоции очень сильно выбиваются из этого контекста. Соответственно, пытаешься держать себя в руках.
– Какую цель вы ставите, прежде всего, перед собой на будущий сезон? Хотелось бы услышать не только избитое «побеждать в каждом матче».
– Мне и самому не хотелось бы говорить штампами, но на данный момент мы двигаемся поступательно. По окончании сезона ещё будет время, чтобы поработать, познакомиться с нашим резервом, попытаться функционально довести футболистов до того уровня, который хотелось бы видеть перед отпуском, и потом уже говорить с руководством о будущем. Но если в целом рассуждать о целях, то, конечно, пытаться побеждать, преуспевать. Победа победе рознь. Хотелось бы, чтобы был симбиоз: интересная игра, результативная и положительный итог.
– Ну хотя бы подняться выше десятого места планируете?
– Вот давайте с этого начнём. Но есть руководство, которое компетентно и вправе заявлять о целях во всеуслышание. Не хочу через головы перепрыгивать. А мои мечты... Они громадные! Но, как говорится: свои мечты храни при себе и реализуй их. Так что оставим это на будущее.
– Продолжая разговор о целях, любопытно услышать ваше мнение по поводу Кубка. Есть тренеры, которые при вылете из розыгрыша говорят: «Ничего страшного, сосредоточимся на чемпионате» и плетутся дальше ни шатко ни валко. А вы сторонник работы на «два фронта»?
– Разумеется, мы же спортсмены. А любой спортсмен хочет отличиться в турнире, в котором играет. Конечно, будем стремиться, пытаться максимально преуспеть в Кубке. Если кому-то «жмёт» этот турнир, то, наверное, эта команда пытается быстро выбыть из розыгрыша. Я думаю, мы не из этого числа.
– Каждый новый сезон «Славия» начинает при полных трибунах, затем интерес болельщиков постепенно угасает. Насколько важно сохранить высокую посещаемость? Будет ли это одной из ваших задач?
– У меня будет задача – подготовить команду за предсезонный период, в каждом микроцикле, к конкретному матчу и в целом к чемпионату, чтобы она побеждала. На мой взгляд, это взаимосвязанные категории: есть игра, есть результат – соответственно, будут и болельщики на трибунах. Я не могу ничего обещать, вы знаете: обещать – значит, рассмешить Господа. Но то, что мы будем пытаться демонстрировать красивую результативную игру – это бесспорно. Вот, я так скажу.
– Интересно ли вам, что собою представляет Мозырский НПЗ – титульный спонсор команды? Один из ваших предшественников даже возил команду на завод на экскурсию.
– Перед тем, как прийти в клуб, я интересовался предприятием. Знаю, что это гигант с высокоразвитым производством. Поэтому мне любопытно было бы посмотреть своими глазами на нефтеперерабатывающий завод. Если бы предложили там побывать – не отказался бы.
– Вы редко улыбаетесь. Серьёзное лицо – это защитная реакция или характер?
– Редко улыбаюсь? Да (смеётся)? Не знаю, мне кажется, я нормальный человек: когда-то серьёзный, когда-то – нет. Внутренне я очень позитивный, но при этом требовательный. Потому что есть чёткие цели и планы, как это реализовать, а в целом я весёлый человек, который любит посмеяться, пообщаться, интересно провести время.
– Ваши интересы помимо футбола?
– У меня обычное стандартное увлечение: с помощью различных источников информации прийти к пониманию своего места в жизни, своей истории, своих корней и пониманию прекрасного. И подспудно пытаться найти, развить своё внутреннее мировосприятие. Как эмоциональное, так и духовное, визуальное. Абстрактно, с одной стороны, но в некоторой степени, мне кажется, я ответил на ваш вопрос.
А ещё у меня была колоссальная возможность увлекаться семьёй. Я дочку практически не видел, не знал, как она росла, потому что был занят футболом, и «проспал» самое интересное. Только её поход в школу застал. А с сыном полгода был рядом, гулял с ним, видел, как он начинает ползать, сидеть, стоять, ходить. Это не просто удача! Словно Всевышний дал такую возможность! Соответственно, это увлечение было основным в последнее время (улыбается).
– Хотелось бы повторно заработать звание лучшего тренера страны?
– Наверное, да. Как любому человеку. Это оценка спортсмена – трофеи, золото, медали, кубки. Хочу преуспеть как в командных наградах, так и в индивидуальных – чтобы индивидуально преуспевали те футболисты, с которыми я работаю. Вот об этом я мечтаю, об этом думаю.
Светлана Богуш