На 20-летие чемпионства МПКЦ. Легенда молодости нашей.

На 20-летие чемпионства МПКЦ. Легенда молодости нашей

На 20-летие чемпионства МПКЦ. Легенда молодости нашейПод загадочной вывеской МПКЦ мозырский клуб выступал лишь три года. Но что это были за сезоны! Выход в высшую лигу, серебро и золото чемпионата, Кубок страны и исторический дебют в турнирах под эгидой УЕФА...
***
Никто не знает точно, когда началась эта удивительная сага. Может, ранней весной 1987-го, когда молодой капитан Андрей Василец вывел созданное на голом энтузиазме “Полесье” (предтеча МПКЦ) на первый в клубной истории матч с могилевским “Днепром”. На предсезонный турнир “Подснежник” в Светлогорск добирались на перекладных, играли с колес и месили грязь. Догадывались ли скромники из провинции, что стоят у истоков клуба, который вскоре станет лучшим, правда, уже в совершенно другой стране? Вряд ли.
Может, поздней осенью 92-го, когда на смену заложившему базу Анатолию Усенко из соседней Речицы в Мозырь пожаловал молодой и никому не известный его тезка-тренер Юревич. Первая официальная встреча с болельщиками в двенадцатой школе собрала, смешно сказать, десяток человек. Заявление, мол, скоро будем в еврокубках, сочли за неудачную шутку. Юревич только улыбнулся в усы. И, засучив рукава, принялся за строительство профессионального клуба. Слово сдержал: виртуозно поднял МПКЦ в выси, сделал золотой дубль, прорубил окно в Европу. И на футбол повалили тысячи. В Мозыре для Юревича сошлись звезды, он воплотил смелые идеи, вошел в историю. Судьба.
Может, с объявлением на берегах Припяти золотого медалиста школы и выпускника Ленинградского химико-технологического института Николая Ященко. Без денег этого успешного бизнесмена мозыряне в жизнь не разыграли бы чемпионскую карту. Это он раскрутил многопрофильную (от изготовления свечей до международных грузоперевозок) фирму МПКЦ и превосходно реализовал под мудреной аббревиатурой дерзкий “золотой” соккер- план. По собственному признанию, президент вложил в клуб около шести миллионов долларов. Не бюджетных — своих, кровных. Цена золота.
А может, с выдвижения Ивана Замулко — самого футбольного белорусского мэра всех времен. Человек с большим сердцем многое сделал для процветания Мозыря, оказывая всяческую помощь команде. Недюжий организаторский талант и огромный административный ресурс позволили наладить систему, при которой МПКЦ катался как сыр в масле. “Все вопросы решались по одному звонку из горисполкома...” — с удовольствием вспоминает бывший директор стадиона “Юность” Александр Майков. Ностальгия.
***
Хотя формально все началось, конечно, солнечным апрельским вечером эпохального 96-го, когда мозыряне обули “Обувщик” в Лиде, сделав первый уверенный шаг к Эвересту. Доподлинно известно одно: МПКЦ — явление с большой буквы. В прямом и переносном смысле. Низвергатель авторитета. Крушитель стереотипов. Одновременно гроза, свежий ветер и ослепительный луч в постном мирке раннего постсоветского белфутбола. Эта комета ярко промелькнула и не оставила равнодушным. Иные чемпионы быстро забываются. Этот — нет. МПКЦ восстал против динамовской гегемонии, против бесхребетности и одинаковости, серости и повседневности. Против всех, если хотите. В широком аспекте философию МПКЦ выражает, пожалуй, одно-единственное слово. Протест.
Боже, как они играли! Кульчий — прима и MVP. Simply the best. Капитан Яромко — лучший бомбардир. Миниатюрный, шустрый, умный “хавчик” Горовой. Талантливейший сорвиголова Макс Ромащенко с волшебной левой, от которой позже страдал даже великий Буффон. Трио Седнев, Сысоев, Гольмак — защитники-богатыри, мимо коих не проскочил бы мышонок. Видный запорожский “казак” Скоробогатько наряду с Яромко — главная ударная сила в атаке. “Братишка” Юрий Свирков — надежный страж ворот (13 “сухарей” — не шутки). Считай свой, калинковичский пацан Денисюк — любимец публики. Умница Малеев — джокер, удачно сменивший шапировскую ауру на полесскую атаку. Мастер отбора Левчук — умелый фланговый игрок. Лысоватого Коновалова трудно было сбить с ног — так быстро он бегал. И играл здорово. Терихов — один из тех, кто усердно таскал рояль, а играли на нем другие. Юркий Кукар выполнял приличный объем черновой работы и был хорош в подыгрыше. Гомонов с суровой школой советского футбола — это опыт и трудолюбие. На подхвате — реже выходившие (конкуренция!) защитники Хрипач, Тимофеев, Балин и Лукашевич, хавбеки Лукашов, Пышник, Левицкий, форвард-юнец Гаврилович да начинавший карьеру вратарь Гаев. Золотишко МПКЦ намывало очень много старателей, квартировавшие в отеле “Припять”. 25.
Сплотил и вдохновил всех, конечно, Юревич. Он выжил из состава почти всех местных. Как оказалось, для пользы “тела”. Гуру тактики. “Вуду” стратегии. Спец в психологии. 90 побед в 118 матчах чемпионата во главе мозырян — богатейший тренерский вклад в полесскую хронику. Юревич совершил гениальный чемпионский трюк, а потом... На самом пике неожиданно испарился из Мозыря, словно не бывало. Приказ N 05-к от 03.02.1997 г. об увольнении главного тренера Юревича А.И. закрыл славную главу в летописи МПКЦ. Темная история.
***
В мае МПКЦ взял Кубок. В “полуфинале века” нокаутировал “Атаку-Ауру” с хоккейным счетом 5:4, в финале — столичное “Динамо” в его логове 4:1! Душевно отпраздновали в минском ресторане. Ященко исполнил под гитару “Машину времени”. Артист.
Мозыряне и мозырянки боготворили своих футболистов. Макса Ромащенко, например, “затащили” прямехонько в загс. Да он особо и не сопротивлялся, и потом из турецких уже далей любил рассказывать в интервью, как приезжает к мозырской теще на блины. Фаны МПКЦ — отдельная каста. Брали города и веси штурмом, вокзалы и дизеля — на абордаж, кордоны и стадионы — хитростью. Тихие обыватели средней полосы недоумевали, встречая на улицах горлопанивших непонятное “эмпэкацэ!” лиц разных полов и возрастов с красно-черными самодельными флагами, “вувузелами” да барабанами. Двенадцатый игрок.
Скептики сомневаются в достоверности колоссальных рекордов посещаемости “Юности” в те незабываемые годы. Ребята, перестаньте. Как очевидец, ответственно заявляю, что публики было порой даже больше, чем “по протоколу”. Деревянные скамейки, удобные пригорки, беговые дорожки, проходы меж трибунами, заборы и примыкающие к ним деревья буквально изнывали от наплыва людей. Сидели на головах друг у друга. Топили до сумасшествия. А ведь были еще сотни зевак на балконах и крыше соседней девятиэтажки. В огромной чаше собирались от мала до велика, от заядлых фанатов до простодушных домохозяек, от работяг до интеллигенции, от Малинина до Пхова, от Полесской до Новиков (плюс, разумеется, народ со всех близлежащих райцентров, кварталов и аулов). Негде было упасть не то что яблоку — вишенке! И это не фигура речи. Футбольный бум.

***

10.11.1996 — красный день мозырского календаря. Гроссмейстерская ничья 1:1 с “Торпедо- Кадино” в промозглую погоду позволила совершить, казалось, невозможное: есть титул! Золотой гол Малеева, позолоченный “ассист” Кульчия — и гуляй, душа, до утра! В ту волшебную ночь ровно два десятка лет назад мало кто из мозырян уснул абсолютно трезвым. Зато все были абсолютно счастливы. “Красно-черные” опередили серебряного призера лишь на одно очко. Как ничтожна грань между триумфом и забвением. Но в таблицу уже не заглядывали — дело было сделано. МПКЦ выдал грандиозный сезон, положив в Кубок медали высшей пробы. Мечта стала явью, сказка превратилась в быль. Болельщики съехали с катушек. Пресса не скупилась на овации. Тогдашнего монарха минское “Динамо” сенсационно поверг отважный полесский альянс. Революция.
Сила победителя определяется в том числе силой побежденных. “Динамо” той поры — это Белькевич, Хацкевич, Журавель, Лаврик, Лухвич, Качуро, Остров- ский... По сути, костяк сборной. А тут выскочка из ниоткуда. Закомпостировал мозги. Впрочем, очное соперничество осталось за столицей (1:0, 1:1). Говорят, мозыряне отсалютовали “врагу” круто — под окнами БФСО “Динамо” прошли чемпионским “паровозиком”. Орлы.
Ложка дегтя в бочонке меда — проигрыш вполне проходимому “Рейкьявику” с острова Исландия в Кубке кубков. С другой стороны, дико радовались самому выходу в еврокосмос. Не все коту масленица. Бывает.
А заметили, сколько юревичских “птенцов” из команды-легенды ныне успешно пашет на электрическом тренерском поприще — кто главный, кто ассистент. Кульчий, Яромко, Седнев, Лукашов, Левчук, Скоробогатько, Гольмак, Малеев, Пышник, Гаев, до скоропостижной смерти — и мистер Аут Гомонов... Наследие.
***
Мой МПКЦ — это наркотик. Адреналин. Юность. “Юность”. Друзья. Пробитые выезды, автобусы и “собаки”. Бабушкины пирожки в дорожку. Стычки с “фараонами”. Поиски смысла. Поиски стадионов. Речевки. Охрипшие глотки. Граммулька водки (за победу!). Тонны радости. No ненастья. “Голешники” Яромы и “пасули” Кули, эпатаж Ромащенко и авантюры “автюка” Денисюка. Первый робкий журналистский опыт. Благоговение.
Настоящая команда — это не только футболисты, но и те, чей труд вроде незаметен, но очень важен. Свою лепту в воцарение МПКЦ внесли вице-президенты Иван Приходько и Виктор Гриднев, начальник команды Леонид Гарай, тренеры Анатолий Дергачев, Михаил Братченя и Григорий Цыркунов, администраторы Александр Купрейченко и Сергей Воробей (его сын Дмитрий сейчас играет в “Славии”), врач Иван Чимирко, массажист Павел Протасенко, бухгалтеры Тамара Ермоленко и Зоя Короткевич. Пресс-служба — Игорь Бобр, Слава Федоренков, Костя Кашков. И, конечно, водитель Леонид Деринговский, Фадеич, который “пилотирует” клубный автобус и сегодня. Семья.

ЧЕМПИОНАТ БЕЛАРУСИ-1996
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

 

 

И

В

Н

П

М

О

1.

МПКЦ

30

24

4

2

64-17

76

2.

Динамо Мн

30

23

6

1

83-20

75

3.

Белшина

30

20

3

7

67-32

63

4.

Динамо-93

30

17

5

8

44-30

56

5.

Локомотив-96

30

13

10

7

48-27

49

6.

Атака-Аура

30

13

5

12

31-42

44

7.

Нафтан-Девон

30

13

4

13

43-52

43

8.

Молодечно

30

11

8

11

42-33

41

9.

Днепр

30

11

6

13

33-36

39

10.

Динамо Бр

30

7

11

12

39-43

32

11.

Шахтер

30

8

5

17

29-50

29

12.

Торпедо

30

7

8

15

32-53

29

13.

Неман

30

7

8

15

25-48

29

14.

Торпедо-Кадино

30

7

6

17

27-64

27

15.

Обувщик

30

6

6

18

26-43

24

16.

Ведрич

30

4

3

23

14-57

15

Валерий Лаптев.